Приходы
1. Изменения в пространственных и количественных характеристиках приходов в 1917 - начале 1930-х гг.
Городской приход к началу XX века представлял стабильную церковно-административную единицу, упорядоченную организационно и территориально. С XIX века устройство приходов регулировалось Уставом Духовных Консисторий 1841 года (переиздан в 1883 г.), а также Инструкцией благочинным церквей в редакции митрополита Платона (исправлена Синодом в 1857 г.), Инструкцией церковным старостам 1888 года (переиздана в 1890 г.), Инструкцией настоятелям церквей, утвержденной Синодом в 1901 году и рядом других специальных Указов Синода. Согласно этими нормативам, приходом считалось “церковное учреждение, состоящее в ведении епископа для удовлетворения религиозно-нравственных нужд определенного в числе собрания православных христиан, под пастырским руководством священника и при назначенном для того церковной властью храме” Заозерский Н. Что есть православный приход и чем он должен быть. Сергиев Посад, 1912. С. 2.. Учреждение и закрытие приходов являлось прерогативой Святейшего Синода, но право установления их границ предоставлялось епархиальному архиерею, который руководствовался 38-м правилом Трулльского собора.
Приходы Вологды, оформившиеся к началу века в плотную, но весьма стройную церковно-административную и пространственную систему в конце XIX - начале XX века практически не менялись, что делает возможным рассмотреть их в соответствии с данными 1901-1913 гг. Список церквей г. Вологды и районы приходов // Вологодский сборник. Вологда, 1901; ГАВО. Ф. 496. Оп.1. Д.19250, 19359. как наиболее полно отражающими состояние накануне революций.
Приходское пространство. Подробные количественные и пространственные характеристики вологодских приходов содержатся в приложении. Здесь же попытаемся выявить их наиболее типичные черты и особенности.
В целом приходы Вологды характеризуются компактностью своего расположения, объединяя, как правило, исторически сложившиеся малые городские районы (квартал или группу кварталов, особый городской микролокус и пригородные деревни). В территориально-пространственном плане размеры приходов Вологды были невелики (см. рис. 6), что обусловливалось плотной храмовой застройкой города, особенно в центре.
К 1917 году все православное пространство Вологды делилось на 33 приходских района. В большинстве случаев границы прихода определялись городскими улицами. Приходская территория оставалась статична на протяжении довольно длительного времени, что позволяло вологжанам ряда поколений воспринимать ее как изначально “свою”, как постоянное и неизменное сакральное пространство.
Очевидно, что пространственная организация городских приходов отличалась от сельских: они одновременно являлись частью цельного православного пространства города, в них, как правило, отсутствовали такие элементы, свойственные для каждого сельского прихода, как часовни, памятные и обетные кресты, свой приходской погост, здание церковно-приходской школы и т. д. Камкин А. В. Традиционные крестьянские сообщества Европейского Севера России в XVIII в. Дисс... д. и. н. Москва, 1993; Теребихин Н. М. Сакральная география Русского Севера. (Религиозно-мифологическое пространство севернорусской культуры). Архангельск, 1995.
Сравнительный анализ численного состава прихожан позволил выделить три группы городских приходов: малые приходы - до 150 человек; средние приходы - 200-500 человек; крупные приходы - более 500 человек. Наиболее типичной для Вологды была вторая группа - 15 приходов. Второе место занимают крупные приходы - 11, и менее всего представлены малые - 7 приходов. Такая неравномерность распределения прихожан по приходам объясняется, прежде всего, плотностью заселения отдельных городских территорий и исторически сложившимся распределением храмов в градостроительной композиции.
Несмотря на то, что малые приходы составляли 21,2% от всех городских приходов, к ним было приписано лишь 4,0% верующего населения Вологды. Три из них находились во второй части города - в районе Верхнего посада (Богородский Верхнедольский, Воскресенский, Троице-Герасимовский). Известно, что данный район являлся историческим центром Вологды с плотной православной топографией, а эти приходы были наиболее древними. Со временем эта часть города становилась своего рода тихой окраиной, а древние приходы - малолюдными. Другие малые приходы - Иоанно-Златоустинский, Сретенский, Георгиевский, а также Богородский Нижнедольский - также располагались в городских районах с плотной храмовой застройкой.
Средние приходы, составляли 45,4% от всех городских приходов исследуемого времени, в них окормлялось 31,7% православных вологжан.
Крупные городские приходы в означенный период (Власиевский, Благовещенский, Екатерининский, Никольский Глинковский, Владимирский, Антипиевский, Никольский Владыченский, Спасо-Преображенский Фрязиновский, Покрово-Козленский, Царе-Константиновский, Михаило-Архангельский) располагались по всему городу, однако больше всего - во второй части. Данная группа составляла - 33,3% от всех приходов, но в них было сосредоточено 60,7% всех прихожан Вологды (в отдельных случаях и окрестного населения).
В пространственном расположении данных приходов улавливаются две закономерности. Либо это крупные приходы центральной части города (Благовещенский, Власиевский, Екатерининский, Владимирский), храмы которых были своего рода доминантами в своих микрорайонах и издавна притягивали к себе большое количество православных вологжан, либо это были крупные приходы, удаленные от центра, а то и расположенные на окраине города, объединяющие верующих не только Вологды, но и жителей окрестных деревень Бывалово, Желудкино, Тепенькино, Доронино, Хорхорино, Баранково, Фрязиновка, Дьяконово, Погары, Ковырино и др.
Таким образом, для большинства православных жителей Вологды более привычной была обстановка многолюдного прихода с соответствующими проявлениями церковной жизни. В то же время нашлось место и для малых приходов, в коих церковная жизнь и обстановка были более просты и по отечески патриархальны.
Православная Вологда в церковно-административном отношении делилась на два благочиния. По данным на начало ХХ века первый округ объединял 16 приходских церквей. Во второе благочиние входили 17 приходских церквей. В 1920-е годы подобное деление на благочинные округа сохранилось, однако, по данным за 1927 год, в состав первого округа входило 15 приходских церквей, в состав второго - 18 УФСБ по Вологодской области. Ф.3. Т.22. Л.1, 2.. Исходя из того, что в 1929-30 году было закрыто большинство городских храмов, то и деление на благочиния исчезло само по себе.
Эволюция приходского пространства складывалась следующим образом. В начале исследуемого периода (1918-23 гг.) в Вологде происходит увеличение числа приходов. Это стало возможным в результате появления новых общин, получавших регистрацию и объединявшихся вокруг храмов, которые ранее имели иной статус (кафедральный собор, кладбищенские, монастырские и бесприходные церкви). По данным на 1923 год в Вологде была зарегистрирована 41 приходская община. В результате произошло некоторое дробление городских приходов и трансформация традиционной приходской сети Вологды. Организация приходских сообществ при храмах, не имевших прежде статуса приходских, объясняется и тем, что в вышедшем 28 февраля 1918 года Постановлении Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о деятельности церковно-административного аппарата в условиях новой государственной власти, указывалось, что “при всех приходских и бесприходных церквах надлежит организовывать из прихожан союзы (коллективы), которые должны защищать святыни и церковное достояние от посягательства” Русская Православная Церковь и коммунистическое государство... С. 31..
На этапе 1924-28 гг. наблюдается образование межприходских объединений при сохраняющихся храмах.
Выяснилось, что при расторжении договора с религиозным обществом на право пользования приходским храмом, государство не регламентировало дальнейшие действия верующих. В большинстве случаев присоединялись к приходской общине, как правило, соседней действующей церкви. Так, после закрытия Афанасиевской церкви приходская община присоединилась к Никольской Сенноплощадской. После закрытия Никольского Сенноплощадского храма в 1924 году объединенная община перешла в Покрово-Казанский храм. Иоанно-Предтеченская Рощенская община объединилась с Кирилло-Рощенской, а после закрытия Кирилло-Рощенского храма в 1928 году оба религиозных объединения перешли в Покрово-Козленскую церковь. В 1926 году Богородская Верхнедольская община присоединилась к Никольской Золотокрестинской. В 1929 году с закрытием Казанского храма приходские общины Покрово-Казанская и Никольская Сенноплощадская перешли в Параскево-Пятницкий храм, а после закрытия Власиевской церкви ее община присоединилась к Никольской Глинковской ГАВО. Ф.53. Оп. 2. Д. 263. Л.19; Д. 271. Л. 73, 124; Д. 272. Л. 131, 133-134; Д. 271. Л. 73; Ф. 366. Оп.1. Д. 274. Л. 38..
Совершая совместное богослужение в новой церкви, верующие закрытого храма продолжали осознавать личную причастность к прежнему православному приходу, несмотря на то что были лишены возможности молиться в своем приходском храме. Религиозная община сохраняла выразительные атрибуты своей автономии: собственное название, антиминсы, главные приходские святыни, клир, приходской совет и др. Вероятно, подобная автономия рассматривалась как необходимое условие возможного возрождения своего приходского храма и прихода в будущем.
Таким образом, несмотря на первое закрытие храмов, вплоть до 1928 года ощущение приходского сообщества сохранялось, территория прихода оставалась живой реальностью городской жизни, православной традиции города.
На следующем этапе (1928-30 гг.), в период массового закрытия приходских храмов, практика совместного богослужения нескольких религиозных общин (или не состоящих в них верующих горожан) в одном храме еще какое-то время сохранялась. Однако все более проступают новые тенденции в эволюции приходского пространства - постепенное расширение и размывание приходских границ. Это происходило как за счет объединения соседних приходов, при сохранении приходской самобытности, так и по причине уменьшения, количества прихожан, а также в ходе распада “примкнувших” общин и инициативного перераспределения верующих по приходским храмам города.
С 1930 года все верующее население Вологды было объединено при четырех действующих храмах, что означало разрушение приходской сети города и свидетельствовало об исчезновении традиционного прихода, как территориального сообщества верующих (церковно-административной структуры). Оставшиеся храмы выполняли функции общегородских духовных центров. К 1940 году в городе, как уже отмечалось, остался лишь один такой центр.