Факторы наибольшей угрозы
Исчезновение зубра в дикой природе было вызвано причинами антропогенного характера: уничтожением местообитаний (вырубка и выжигание лесов, преобразование лесных массивов в сельскохозяйственные угодья), и неограниченной охотой. Последние дикие популяции вида (беловежская и западно-кавказская) были уничтожены в начале ХХ века. Потребовалось около семидесяти лет разведения - сначала в зоологических садах и специализированных питомниках, позже в природе - для того, чтобы увеличить численность мирового стада с 12 животных-основателей до 3000 голов (European Bison Pedigree Book = EBPB, 1996). В то же время, при длительном разведении в искусственных условиях или в мелких изолированных вольноживущих группах, зубр как дикий вид обречен на постепенную деградацию.
Основные меры охраны Сохранение основных существующих вольно живущих стад и создание не менее 2-х вольно живущих популяций зубра, численностью около 1000 особей каждая, способных поддерживать жизнеспособность и экологическую пластичность вида; Обеспечение разведения зубра в неволе (ex-situ) (научно-обоснованное разведение в специализированных питомниках на основе мирового генофонда, повышающее генетическое разнообразие) и обеспечение поголовья животных, необходимого для реинтродукции в природу.
САЙГАК
WWF/ О.Переладова
Сайгак - некрупная антилопа, высоконогая, легкая и подвижная. Ни с кем не спутаешь сайгака благодаря крупной голове с вздутой горбатой мордой, оканчивающейся как бы небольшим хоботком. У самцов - небольшие полу-прозрачные светлые рога с темными кончиками, самки безроги. Самые крупные взрослые животные не превышают 60 кг, в среднем самцы бывают порядка 45 кг, а самки - 30-35.
Но для того чтобы понять, что такое сайгаки - надо говорить не об отдельном животном, а о стадах. Дело в том, что миграции тысячных стад сайгаков - удивительный природный феномен. Осенью, с наступлением зимы, и особенно - с выпадением снега - сайгаки постепенно перемещаются из степей на юг - где снега нет, или - по крайней мере - его значительно меньше. Летом, когда на юге травы выгорают и пересыхают водоемы, сайгаки двигаются на север. В мигрирующих стадах могут собираться тысячи, десятки тысяч животных, двигающихся сплошным потоком. Весной, при рождении молодняка, сайгаки обычно концентрируются на традиционных участках, причем подходят туда постепенно, группами. Иногда погодные условия года неблагоприятны, и животные вынуждены мигрировать весной - и тогда среди взрослых животных там и сям можно увидеть крошечных сайгачат (2,5-4 кг), которые уже в возрасте 3-4 дней пытаются не отставать от мам. Если же такой необходимости нет, то сайгачата после рождения первые 3-4 дня проводят в основном затаиваясь - мама пасется в окрестностях и периодически подходит, чтобы покормить. После 10 дней сайгаченок уже практически постоянно следует за самкой.
Такие концентрации животных в период миграции служат сайгакам плохую службу: их очень легко находить и стрелять в этот период. Кроме того, нарушение миграционного пути приводит к серьезным проблемам. Представьте себе, что многотысячное мигрирующее стадо наткнулось на рукотворный глубокий канал: в отличие от естественной реки, где в воду можно постепенно войти и поплыть - у канала берега крутые, как животным входить в воду? Или - на нефтепровод - перелезать через трубы? Возникает затор, потом часть начинает снова двигаться, или пытаться искать обходы, кого-то давят, кто-то рожает не дойдя до места окота, в заторах животные ослабевают от нехватки кормов, легче распространяются болезни - в общем, не веселая картина. Но, с другой стороны - определенность миграционных путей позволяет учесть это при строительствах, облегчает охрану - обеспечить контроль "коридора" легче, чем контролировать необъятные степные пространства.