Состояние искусства

Как и в других видах искусства в живописи был утвержден метод социалистического реализма. Высшим достижением советских художников считались картины Б. Иогансона ("Допрос коммуниста"), Б. Грекова и его школы, посвященные военной тематике, портреты М. Нестерова, П. Корина, И. Грабаря, работы А. Дейнеки, воспевающие здорового, сильного человека. Огромное распространение получили парадные портреты вождей народа. Советские скульпторы основное внимание уделяли созданию монументов, изображающих В. И. Ленина, И. В. Сталина, других руководителей партии и государства. В каждом городе стояло по несколько памятников вождям. Шедевром монументального искусства того времени считалась созданная В. Мухиной скульптурная группа "Рабочий и колхозница", изображающая двух стальных гигантов.

Виды искусства, способные "жить" на улицах, в первые годы после революции играли важнейшую роль в "формировании общественного и эстетического сознания революционного народа". Поэтому наряду с монументальной скульптурой самое активное развитие получил политический плакат. Он оказался самым мобильным и оперативным видом искусства. В период гражданской войны этот жанр характеризовался следующими качествами: "острота подачи материала, мгновенная реакция на быстро меняющиеся события, агитационная направленность, благодаря которой и сложились главные черты пластического языка плаката. Ими оказались лаконизм, условность изображения, четкость силуэта и жеста. Плакаты были чрезвычайно распространены, печатались большими тиражами и размещались повсеместно. Особое место в развитие плаката занимают Окна сатиры РОСТА, в которых выдающуюся роль сыграли Черемных, Михаил Михайлович и Владимир Маяковский. Это плакаты, сделанные по трафарету, раскрашенные от руки и со стихотворными надписями на злобу дня. Они сыграли огромную роль в политической пропаганде и стали новой образной формой. Художественное оформление празднеств -- еще одно новое явление советского искусства, не имевшее традиции. В число праздников входили годовщины Октябрьской революции, 1 мая, 8 марта и другие советские праздники. Это создало новый нетрадиционный вид искусства, благодаря которому живопись приобрела новое пространство и функции. К праздникам создавались монументальные панно, которые характеризовались огромным монументально-агитационным пафосом. Художники создавали эскизы оформления площадей и улиц. В оформлении этих праздников принимали участие: Петров-Водкин, Кустодиев, Е. Лансере, С. В. Герасимов. Советское искусствознание делило мастеров советской живописи этого периода на две группы: - художники, которые стремились запечатлеть сюжеты привычным изобразительным языком фактологического отображения; - художники, которые использовали более сложное, образное восприятие современности. Они создавали образы-символы, в которых пытались выразить свое "поэтическое, вдохновенное" восприятие эпохи в ее новом состоянии. Константин Юон создал одно из первых произведений, посвященных образу революции ("Новая планета", 1920, ГТГ), где событие трактовано во вселенском, космическом масштабе. Петров-Водкин в 1920 году создал картину "1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна)", решая в ней этико-философские проблемы времени. Аркадий Рылов, как считалось, в своем пейзаже "В голубом просторе" (1918) тоже мыслит символически, выражая "свободное дыхание человечества, вырвавшегося в необъятные просторы мира, к романтическим открытиям, к свободным и сильным переживаниям". В графике тоже прослеживаются новые образы. Николай Купреянов "в сложной технике деревянной гравюры стремится выразить свои впечатления от революции" ("Броневики", 1918; "Залп Авроры", 1920). В 1930-е годы монументальная живопись стала обязательным звеном всей художественной культуры. Она зависела от развития архитектуры и прочно была с ней связана. Дореволюционные традиции продолжал в это время бывший мирискусник Евгений Лансере -- роспись ресторанного зала Казанского вокзала (1933) демонстрирует его тягу к подвижной барочной форме. Он прорывает плоскость плафона, расширяя пространство вовне. Дейнека, который также в это время вносит большой вклад в монументальную живопись, работает по-другому. Его мозаики станции "Маяковская" (1938) созданы с использованием современного стиля: острота ритма, динамика локальных красочных пятен, энергия ракурсов, условность изображения фигур и предметов. Темы в основном спортивные. Фаворский, известный график, также внес вклад и в монументальную живопись: он применил свою систему построения формы, выработанную в книжной иллюстрации, к новым задачам. Его росписи Музея охраны материнства и младенчества (1933, вместе с Львом Бруни) и Дома моделей (1935) показывают понимание им роли плоскости, соединение фрески с архитектурой с опорой на опыт древнерусской живописи. (Обе работы не сохранились). Господствующим стилем в архитектуре 20-х годов стал конструктивизм.

Конструктивисты старались использовать новые технические возможности для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций. Примером архитектуры советского конструктивизма могут служить проекты братьев Весниных. Наиболее грандиозный из них - Дворец труда так и не был воплощен в жизнь, но оказал значительное влияние на развитие отечественного зодчества. К сожалению, также разрушались памятники архитектуры: только в 30-е гг. в Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, Чудов монастырь в Кремле, Красные ворота и сотни безвестных городских и сельских церквушек, многие из которых представляли историческую и художественную ценность. В связи с политическим характером советского искусства создается немало художественных объединений и группировок со своими платформами и манифестами.

Искусство находилось в поиске и было многообразным. Главными группировками были АХРР, ОСТ, а также "4 искусства". Ассоциация художников революционной России была основана в 1922 году. Ее ядро составляли бывшие передвижники, манера которых оказала большое влияние на подход группы -- реалистичный бытописательский язык позднего передвижничества, "хождения в народ" и тематические экспозиции. Помимо тем картин (диктовавшихся революцией) для АХРР характерно было устройство тематических выставок типа "Жизнь и быт рабочих", "Жизнь и быт Красной Армии".

Главные мастера и произведения группировки: Исаак Бродский ("Выступление Ленина на Путиловском заводе", "Ленин в Смольном"), Георгий Ряжский ("Делегатка", 1927; "Председательница", 1928), портретист Сергей Малютин ("Портрет Фурманова", 1922), Абрам Архипов, Ефим Чепцов ("Заседание сельячейки", 1924), Василий Яковлев ("Транспорт налаживается", 1923), Митрофан Греков ("Тачанка", 1925, более поздние "На Кубань" и "Трубачи Первой Конной", 1934). Общество художников- станковистов, основанное в 1925 году, включало художников с менее консервативными с точки зрения живописи взглядами, в основном, студентов ВХУТЕМАСа. Это были: Вильямс "Гамбургское восстание"), Дейнека ("На стройке новых цехов", 1925; "Перед спуском в шахту", 1924; "Оборона Петрограда", 1928), Лабас Лучишкин ("Шар улетел", "Я люблю жизнь"), Пименов ("Тяжелая индустрия"), Тышлер, Штеренберг и проч. Они поддерживали лозунг возрождения и развития станковой картины, но ориентировались не на реализм, а на опыт современных им экспрессионистов. Из тем им была близка индустриализация, жизнь города и спорт. Общество "Четыре искусства" было основано художниками, входившими ранее в Мир искусства и Голубую розу, которые бережно относились к культуре и языку живописи. Самые видные члены объединения: Павел Кузнецов, Петров-Водкин, Сарьян, Фаворский и многие другие выдающиеся мастера.

Для общества была характерна философская подоплека с адекватным пластическим выражением. В Общество московских художников вошли бывшие члены объединений "Московские живописцы", "Маковец" и "Бытие", а также члены "Бубнового валета". Самые активные художники: Петр Кончаловский, Илья Машков, Лентулов, Александр Куприн, Роберт Фальк, Василий Рождественский, Осмеркин, Сергей Герасимов, Николай Чернышев, Игорь Грабарь.

Художники создавали "тематические" картины, используя наработанные "бубново-валетовские" и проч. тенденции авангардной школы. Творчество этих групп являлось симптомом того, что сознание мастеров старшего поколения пыталось перестроиться под новые реалии. В 1920-х годах были проведены две масштабные выставки, которые закрепили тенденции -- к 10-летию Октября и Красной армии, а также "Выставка искусства народов СССР" (1927).

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >