История геологического развития и палеогеографические реконструкции
Историю геологического развития данной территории можно проследить, начиная с позднедевонской эпохи. В позднем девоне данная территория представляла из себя прибрежную область. Осадки накапливались в литоральной зоне, возможно, даже, и в континентальных условиях.
Этот вывод аргументируется пестро цветной окраской отложений, что характерно для континентальных и субконтинентальных или крайне мелководных образований, и крупнозернистостью пород (песчаники).
Кроме того, в основании верхнедевонской толщи залегает конгломерат из галек пород разного генезиса, как магматических, так и осадочных.
Такая грубообломочность материала свидетельствует об исключительной близости источника сноса: вероятно, рядом располагались высокие горы, с которых реки выносили крупнообломочный материал к берегу моря.
В позднем девоне скорость осадконакопления была равна скорости опускания земной коры (см. палеогеографическую и эпейрогеническую кривые).
На границе девона и карбона фиксируется незначительный перерыв в осадконакоплении, который невозможно оценить по имеющимся в распоряжении данным. Однако, этот кратковременный перерыв не привел к изменению структурного плана территории, и каменноугольные породы согласно залегают девонских отложениях.
Однако, палеогеографическая ситуация в раннекаменноугольную эпоху резко изменилась: темп прогибания земной коры резко усилился, в результате чего морской бассейн стал глубоководным, и в раннекаменноугольное время осадки формировались на значительной глубине, порядка сотен метров.
Об этом свидетельствует глубоководный генезис пород (глин, мергелей, известняков, доломитов). Чередование глинистых, мергельных, известняковых и доломитовых пачек может быть связано с вариациями скорости тектонического погружения.
Когда скорость тектонического погружения замедлялась, бассейн становился менее глубоким, и накапливались глинистые илы, которые потом превратились в глины.
Когда скорость прогибания увеличивалась, то бассейн становился глубже, терригенного материала туда уже не поступало и формировались исключительно хемогенные осадки - карбонатные илы, которые в последствие превратились в известняки и мергели.
В конце раннекаменноугольной эпохи произошло незначительное воздымание территории, возможно даже территория приподнялась немного выше уровня моря, что привело на некоторых участках к размыву части нижнекаменноугольных образований (хотя не исключено, что размыв мог идти и в подводных условиях). Эти поднятия не изменили общую тенденцию территории к тектоническому погружению.
В среднекаменноугольную эпоху палеогеографическая обстановка выглядела сходным образом. Бассейн, вероятно, стал еще глубже, потому что здесь уже нет прослоев глинистых пачек.
Среднекаменноугольную толщу слагают исключительно хемогенные отложения в виде известняков и доломитов. Это говорит о том, что в среднем карбоне глубина бассейна была максимально большой, терригенного материала не поступало, то есть шло исключительно карбонатное осадконакопление.
В любом случае, глубина бассейна не превышала 4-4,5км, так как карбонатные илы не образуются глубже 4-4,5 км.
В позднем карбоне палеогеографическая ситуация резко изменилась: прогибание территории сменилось интенсивным поднятием. Это поднятие завершилось складчатостью и образованием орогена. Образование орогена должно было сопровождаться денудацией и значительная часть отложений была быстро смыта. Поэтому, скорее всего, поднятие территории выше уровня мирового океана произошло в конце позднего карбона. Складчатость и предпермский размыв приурочены к этому же времени.
Отложения, которые сформировались в позднем карбоне, были размыты, а среднекаменноугольные отложения большей частью не успели размыться. Глубина эрозионного среза на разных участках территории была разной, поэтому на некоторых участках сохранились отложения пачек С26 и С27.
Позднекаменноугольное поднятие было не продолжительным, так как уже в начале пермского периода в результате денудации новообразованный ороген был разрушен и превратился в плоскую равнину, которая затем погрузилась ниже уровня мирового океана, причем погружению происходило исключительно быстро.
Об этом говорит то, что уже с самого начала перми вновь формируются глубоководные отложения, то есть на месте возникшего орогена, в результате погружения, снова возник глубоководный морской бассейн. Показателем его глубоководности являются толщи пермских хемогенных карбонатных отложений (известняки, мергели), мощностью 1100м. Такая ситуация сохранялась в течение большей части пермского периода.
Уже в конце перми - начале триаса, то есть во время завершения герцинского цикла тектогенеза, вновь произошло воздымание территории, пласты горных пород вновь смялись в складки и снова возникли горы, возможно, не такие высокие как в позднекаменноугольную эпоху.
О дальнейшей истории геологического развития мы можем судить только в общих чертах. Можно уверенно заключить, что ороген, образовавшийся во время герцинской эпохи складчатости (на рубеже перми и триаса), через какое-то время был разрушен и превратился в равнину (пенеплен).
На основании имеющейся на карте информации невозможно сказать точно, когда произошло полное разрушение гор и выравнивание территории, но за несколько десятков миллионов лет это должно было произойти.
В дальнейшем на протяжении мезозоя и начала кайнозоя данная территория представляла собой в палеогеографическом плане либо, выровненную низменную сушу, на которой формировалась кора выветривания, либо относительно мелководный бассейн, в котором формировался осадочный чехол молодой эпигерцинской платформы.
Таким образом, на протяжении юры, мела и большей части палеогена исследуемая территория находилась на плитной стадии своего развития.
На неотектоническом этапе произошли интенсивные вертикальные поднятия земной коры. В результате этих поднятий территория была приподнята на высоты многие сотни метров и первых километров над уровнем мирового океана, в результате чего снова образовался горный рельеф.
Начало неотектонического этапа связывается с олигоценом (25-35 млн. лет назад), следовательно, кора выветривания или (и), осадочный чехол молодой платформы оказались за неоген-четвертичное время полностью размытыми.
В четвертичном периоде интенсивное воздымание территории продолжается, показателем чего служат эрозионные террасы, распространенные на большей части карты.
Аккумулятивные террасы распространены только на юго-западе (р. Яхтуба) и на северо-западе (р.Гюильриз.). Аккумулятивный тип речных террас указывают на меньшую скорость тектонического поднятия соответствующих районов по сравнению с остальной территорией.