Преобразования Ч. Элиота
В середине XIX в. объективная потребность в переменах дополнилась субъективным фактором: в Гарварде, наконец, появилась та личность, которая смогла преодолеть консерватизм пуританского руководства и "вытянуть" университет из застойного положения, существенно усовершенствовав и адаптировав к социально-экономическим условиям политику Гарварда. Чарльз Уильям Элиот (годы жизни: 1834 - 1926 гг.), химик по образованию, доктор философии Геттингенского университета (Германия), занимал пост ректора самый продолжительный срок в истории Гарварда: с 1869 по 1909 гг.
Элиот получил образование в Германии и лично убедился в важности научных исследований в образовательной системе университета. В Германии, в отличие от большинства стран Европы, в начале XIX в. научные исследования и подготовка научных кадров, а также некоторых других профессий (врачей, фармацевтов, юристов) стали сосредоточиваться в университетах. Начавшееся вскоре после этого быстрое развитие фундаментальной науки стали приписывать за рубежом именно новому немецкому университету с его принципом неразрывной связи научной и педагогической деятельности. К середине XIX в. в Германии научные исследования выделились из университетов в специальные институты при них, но организационно не являлись составной частью университета. Особый интерес немецкие исследовательские университеты вызвали в США. Американские студенты воспринимали кафедру и институт как единое целое и считали, что сам университет занимается научными исследованиями. Так в США было занесено несколько ошибочное, но оказавшееся плодотворным представление о немецком исследовательском университете.
За время пребывания Элиота на посту ректора был основан целый ряд новых подразделений. В соответствии с проведенной административной реформой, основной организационной единицей становился факультет (department), или школа (school), - равнозначные понятия. Такая структура, начавшая оформляться в конце XVIII в., сохраняется на современном этапе. В 1872 г. была учреждена Основная исследовательская школа (Graduate School of Arts and Sciences - GSAS), выпускники которой смогли получать степень доктора философии PhD. Первая степень PhD по математике была получена в 1873 г. В 1894 г. был основан Радклифф Колледж (Radcliffe College) для девушек, так как в Колледже Гарварда могли обучаться только мужчины. В 1901 г. Появился факультет Ланшафтной архитектуры (School of Landscape Architecture), который позднее трансформировался и был переименован в факультет Дизайна. В 1908 г. была открыта Бизнес-школа (Harvard Business School). Для обучения по программам без присуждения степени были открыты в 1871 г. Гарвардская летняя школа (Harvard Summer School) и в 1909 г. Отдел непрерывного образования (Harvard Division of Continuing Education). Факультет был организационной единицей одновременно образовательной и исследовательской деятельности. Такое устройство позволило в короткие сроки наладить образовательный процесс и встроить в него, по немецкому опыту, исследовательскую практику.
Отметим, что прежний колледж (Harvard College) становился первой ступенью и был неотъемлемой частью университета, обеспечивавшей получение основного высшего образования (степени бакалавра) и где, таким образом, осуществлялась подготовка для дальнейшего обучения в исследовательской и профессиональных школах. Эта ступень в США называется undergraduate и означает все программы высшего образования, находящиеся ниже уровня магистратуры.
Наряду с фундаментальными исследованиями, Ч. Эллиот в своей деятельности уделял большое внимание прикладным отраслям научного знания и подготовке специалистов-практиков. Впервые в США он открыл высшие профессиональные школы: трехгодичную юридическую (в 1876 г.) и четырехгодичную медицинскую (в 1879 г.), которые строили свои программы на базе трех лет обучения в колледже. Подготовка юристов и врачей была поднята на принципиально новый уровень.
Таким образом, Гарвард начал складываться из двух элементов: ступени Undergraduate в виде четырехгодичного колледжа и ступени Graduate, представленной основной исследовательской школой (GSAS), и профессиональными школами. Окончание колледжа давало степень бакалавра искусств или наук (Bachelor of Arts, Bachelor of Science); одногодичной исследовательской школы -- степень магистра искусств или наук (Master of Arts, Master of Science); трехгодичной исследовательской школы -- степень доктора философии (Doctor of Philosiphy) в области физики, истории и т. д. В отличие от этих "академических" степеней окончившие профессиональные школы могли получить разные по уровню профессиональные степени (например, доктор медицины -- МD, бaкалавр юриспруденции--JD, доктор права--LLB).
Степень бакалавра с 1869 г. была дифференцирована по "отличию" (honors) - достижениям студента в образовательном курсе. С 1872 г. степени "с отличием" стали подразделяться на категории cum laude и summa cum laude magna cum laude. Об их значениях будет сказано в разделе, посвященном выпуску Гарварда на современном этапе.
По пути Гарварда пошли все элитные колледжи, но произошло это не сразу. Переход от чисто классической программы к более научной осложнялся тем, что в одном и том же колледже надлежало обеспечить сочетание академической программы с прикладной. Эту проблему Эллиот попытался разрешить путем отказа от единых для всех учащихся программ и введения избирательной системы (elective system). Ее суть и сегодня заключается в том, чтобы предоставить студентам свободу в выборе специальных дисциплин для обучения в соответствии с их склонностями, способностями и интересами. Фактически такая система была своеобразным развитием принципов, сложившихся в новых немецких университетах. Официальная замена классической программы программами практической (подготовки инженеров, агрономов или менеджеров) натолкнулась бы на сильную оппозицию со стороны консервативных преподавателей. С введением избирательной системы новые программы не заменяли старые, а вступали с ними в конкурентную борьбу. Ее быстро взяли на вооружение другие вузы, и вскоре элективная система стала общепринятой в Америке.
Перечень всех учебных курсов с краткой их характеристикой приводился в каталоге университета. К 1908 г. оформилась так называемая "система зачетных единиц" (unit system): студенты за все время обучения должны были получить "зачет" по выбранным им предметам общей суммой в 26 единиц. Среди предметов на выбор были: английский язык (4 единицы), алгебра (2 ед.), планиметрия (2 ед.), естественные науки (2 ед.), история (2 ед.; греческая и римская или американская и английская), современный иностранный язык (2 ед.; французский и немецкий). Для получения определенной степени было необходимо сдать экзамены на соответствующее число единиц: на степень бакалавра искусств дополнительно 4 ед. по греческому языку или латыни и 8 ед. по другим предметам на выбор, на степень бакалавра наук назначались еще 2 ед. по французскому или немецкому языку.
Преимущественной формой обучения стала самостоятельная работа студента, функции преподавателей были сосредоточены не только на прочтении лекций, но и на разработке необходимых методик - так называемом "сопровождении" студента в процессе учебы, а также контроле результатов путем составления и проведения различных проверочных работ (главным образом - тестов). Формат занятий из преподавательских чтений трансформировался в современный: сочетание лекций и семинаров.
Но, как отмечает Л.Д. Филиппова, "главная опасность для качества образования при таком обилии предметов на выбор и при таком прагматизме состояла в том, что обязательная часть программ в большинстве колледжей была постепенно сведена на нет. Даже в Гарварде начиная с 1897 г. обязательным во всей программе колледжа был лишь один предмет, причем довольно неожиданный -- риторика. В результате такого положения выпускники колледжей получали поверхностные, отрывочные знания из случайного набора отраслей наук". Дерек Бок, бывший ректор Гарварда и крупный специалист в области высшего образования, указывает, что к концу ректорства Элиота "55 % студентов Гарварда оканчивали колледж со знанием лишь самых элементарных курсов, и более 70 % не разбирались ни в одной дисциплине сколько-нибудь глубоко". На протяжении следующего века элективную систему исправляли, дополняли, совершенствовали, но как наиболее эффективный принцип организации образовательного процесса она сохраняется до сих пор.
Существенные изменения начали происходить в идейной составляющей. Постепенно упор на дисциплину стал угасать. Уже в 1869 г. в Гарварде отказались от того, чтобы присуждение степени ставить в зависимость не только от научного вклада студента, но и от его поведения. С этого времени преподаватели давали оценку только учебной и научной деятельности студентов, оставив их поведение на рассмотрение деканов и администраторов. Как пишет Бок, "впервые воспитание ума и личности было передано в разные руки. В годы правления Элиота действующая с начала XIX в. книга правил сократилась с 40 страниц до пяти. В 1886 г. обязательные богослужения были отменены. С ходом времени требования к одежде и обязательное посещение занятий были отменены, к радости старшекурсников. Другие колледжи постепенно последовали их примеру, хотя и не так быстро".
За 40-летний срок ректорства Элиота численность студентов в Гарварде выросла с 1059 в 1869 г. до 5250 в 1908-09 гг. (в т.ч. 2238 студентов в колледже, 1641 - в исследовательской и профессиональных школах, 1332 - в Летней школе (краткосрочные курсы), 449 - в Радклифф колледже). Что касается их социального состава, резко сократилась доля выходцев из побежденных Южных штатов, а выросло число представителей из новых крупных экономических центров, таких как Нью-Йорк. Общая сумма степеней, полученных выпускниками Гарварда с 1873 по 1905 гг. составила 31 805 (из них 408 докторов; 1759 магистров, остальные - бакалавры)..
Средний возраст студента Гарварда при поступлении вырос с 14 лет в 1820 г. до 19 лет в 1890 г. - это связано, прежде всего, с развитием в Америке средней школы и увеличением срока среднего образования, в связи с чем молодые люди стали позже получать высшее образование.
При Элиоте Гарвард быстро приобрел репутацию самого демократичного и либерального в Большой тройке вузов. Гарвард был вузом, который стал принимать представителей первым афроамериканцам, а через несколько лет - евреям. Разумеется, доля представителей этих этносов среди поступивших была незначительна, тем не менее для американского элитного образования, куда прежде имели доступ исключительно представители белой расы, это был шаг вперед.
Увеличение количества дисциплин и студентов требовало и роста преподавательского состава, численность которого поднялась с 60 в 1860-х гг. до 600 человек в 1908-1909 гг.
Благодаря внедрению и развитию прикладных отраслей знаний, Элиоту удалось привлечь частные субсидии. Среди пожертвователей были преимущественно крупные промышленники, финансисты. Если в 1869 г. сумма денежных поступлений составила $230 тыс., то в 1909 г. она была $2,7 млн., а земли и здания, переданные в дарение университету, оценивались в $1,2 млн.. Благодаря этому в течение сорокалетнего ректорства Элиота университет существенно расширил материально-техническую базу новыми лабораториями, ботаническим садом, корпусами и спортивными площадками, расширил фонд библиотеки.
В результате преобразований ректора Элиота в Гарварде произошла трансформация образовательного процесса, в который были внедрены научно-исследовательская деятельность, элективная система, система ученых степеней; также ускорилось развитие организационной структуры Гарварда, были открыты новые образовательные и научные направления. Эти преобразования превратили Гарвард из колледжа, обеспечивающего общекультурное образование, с небольшим числом профессиональных школ в многопрофильный исследовательский университет. Кроме того, к началу ХХ в. утвердились его позиции лидера в высшей школе Америки. В 1893 г. популярный в США путеводитель Карла Бэдекера назвал Гарвард "старейшим, богатейшим и известнейшим местом для получения образования в Америке". Более того, Гарвард стал той моделью университета, образцом, в соответствии с которым перестроились все элитные вузы.